Обучение Фортепиано

Обучающие материалы для детей и взрослых.
Привет! Меня зовут Марат, я создатель этого сайта, и я записываю то, что играю на фортепиано здесь.
Выбирай книгу:
 
0

Хрестоматия маленького пианиста. Анна Артоболевская

Страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13

на „точные" полузнания, якобы более всего потребные нашему веку, лишая ребенка истории, философии, этики, литературы, поэзии, музыки? Анна Даниловна любила повторять слова Шумана: законы нравственности и законы искусства тождественны.

В той юбилейной речи Вера Горностаева назвала метод Артоболевской „педагогикой дальних результатов" - имея в виду, что эта педагогика формирует не только музыканта, не только личность, но и само общество.

К Анне Даниловне приводили совсем крошек - 3-4 лет. Она безошибочно определяла, чем одарила ребенка природа, а что необходимо извлечь из тайников детского сознания и подсознания, как разбудить спящие возможности и ни в чем не проявившиеся таланты (и чем раньше - тем лучше). Для этого надо было прежде всего заразить ребенка своей страстью: „Страсть вмещает в себя и цель, к которой человек стремится, и энергию ее воплощения, - говорила сна. - И тогда „зазвучат" для ребенка тысячи вещей, казавшихся ему еще вчера неинтересными. Мир откроется по-новому. И проснется самая сильная, самая благородная в мире жажда -жажда творчества..."

Учить музыке надо всех, - считала Артоболевская, потому что нет или почти нет абсолютно неодаренных детей. Каждого ребенка природа чем-то одарила. Учить надо всех и потому, что в развитии и становлении ребенка очень часто случается неожиданное, и трудно предсказать, как разовьются в человеке его способности. А то, что они есть в каждом, - несомненно. „В итоге моих наблюдений - за всю мою жизнь, - писала Анна Даниловна, - я убедилась, что у нас в стране неизмеримо больше талантов, чем мы знаем, чем всплывает на поверхность. Чаще они гаснут в неизвестности, так как некому поднять и вырастить первые драгоценные семена. А сколько, я уверена, гибнет нераскрытых, неразгаданных талантов..." То, о чем писала Артоболевская - и есть тот „непроявленный", погибший творческий потенциал общества - так необходимый нам сегодня. Всюду и во всем.

Как же выявить этот нераскрытый потенциал? Как разбудить ребенка к творчеству? Как заразить его своей страстью? „Гореть и метаться должен человек, пока найдет себя и сумеет передать свое звучание другим". И еще один рецепт был у Артоболевской: чувствовать ребенка равным себе, а иногда - что греха таить? - и выше себя - талантливее, по-детски мудрее, крупнее. „Неизвестно, кто больше должен на этом пути считать себя учеником, а кто учителем, - записала она в дневнике. -Нет ничего ужаснее самовлюбленного педагога... Ни один педагог не смеет считать, что он нашел свой метод, который должен по его убеждению воспринять как определенную истину каждый его ученик. В педагогике нет ничего статичного, ни одна педагогическая находка не может стать аксиомой, пригодной для каждого ученика".

Анна Даниловна мечтала о „краткосрочных курсах для родителей", и воспитывала „своих" родителей, прививала им культуру общения, умение помочь ребенку, быть в сотворчестве с ним: „Я говорю, что учу их обоих, и мама - такая же ученица. Ребенку это интересно и доставляет удовольствие следить за успехами мамы". И в этом - еще один элемент „педагогики дальнодействия": ребенок привыкает к мысли, что учиться нужно всю жизнь, что учиться никогда не поздно и всегда интересно. Таким образом он „программируется" к постоянному саморазвитию - всегда, всю жизнь.

Сколько сил и энергии отдавала она „воспитанию воспитателя". Она старалась воспитать Учителя творчества, ваятеля-творца.

„Будьте терпеливы, бойтесь отпугнуть ребенка, -писала она. - Не секрет, что для многих, слишком многих людей музыка остается за глухой стеной полнейшего к ней равнодушия..." Только ли музыка? Сколько же бед от нашего „нетерпения", от нашего неумения увлечь, но умения - оттолкнуть ребенка, неумения пробудить его, но умения - погасить, закрыть раз и навсегда.

Когда может произойти это „закрытие" вместо ожидаемого расцвета талантов? Артоболевская больше всего боялась не „перегрузки", а топтания на месте -недогрузки, в результате которой ребенок начинает уставать, отключается, теряет интерес и ритм занятий. Дети, способные, как известно, к сосредоточению внимания не более чем на 40-45 минут, сидели на ее уроках по нескольку часов - и не уставали, и не хотели уходить. Как ей это удавалось? «Меняйте элементы занятий, элементы преподносимых знаний, чтобы получалась „цепь" - как будто даже не связанных между собой (в представлении ребенка) элементов. Все эти элементы давайте ребенку параллельно, возвращаясь к ним в процессе занятий понемногу, пока не окажется, что они твердо усвоены. Потом обязательно наступит момент, когда отдельные элементы сольются в единое целое. Таковы, на мой взгляд, основные принципы „опережающей педагогики"».

„Человек может больше, чем он может, - сказала она мне как-то, когда я хотела бросить музыку. - Только надо всегда бежать впереди себя самого..."

Компануя этот сборник, я спрашивала Анну Даниловну, как же все это можно переиграть за один год ? „И не только это. Еще и то, что сам ребенок захочет. Если у него нет своих желаний - дело плохо. А если есть -пусть играет, пусть пробует. Твердо считаю: самое большое достоинство педагога - не давить на личность ученика, не диктовать свою волю, не навязывать свою индивидуальность, не делать ее и именно ее образцом для подражания ученика... И играть больше, как можно больше".

И тем не менее этот второй сборник - тщательно, почти за сорок лет отработанная метода, оптимально подобранные разделы и их элементы, проверенные на всех учениках, игранные всеми „звездами" школы Артоболевской на втором году обучения.

„Все мои силы ушли в педагогику, - писала она в дневнике. - Я уже давно играю руками учеников..." Одаренная природой несказанно - блистательная пианистка, поэтесса, художница, - все грани своей яркой натуры собрала воедино, сосредоточила на главном - на педагогике.

„Как дальше будем учить ребенка? Будем ли мы его только обучать, как это делается в большинстве случаев в настоящее время? Или через обучение, а главное -через развитие его способностей, через образное мышление мы будем его воспитывать и формировать? По-моему, главное - второе. Воспитав, мы его непременно обучим. И обучим на самом высоком уровне. Главное - не отбить у него охоту к учению, не погасить стремления к познанию нового". Эти строки записаны в одной из последних тетрадок. И совершенно иначе вдруг зазвучали в памяти ее слова: „Самый великий труд - доброта, самый тяжкий, который нам только ниспослан... Быть всегда добрым -труд гигантский, самый большой из известного человечеству". „Трудно - не вмещаю", - как-то записала она в своем дневнике. Трудно и светло...

Я верю, что горячее дыхание личности Учителя согреет малышей, которые раскроют этот сборник, чтобы войти в мир Анны Даниловны Артоболевской, в мир музыки, ее музыки.

Джемма Фирсова

Страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13
Мой e-mail: tokoorama@gmail.com Фортепьяно. Все обучающие материалы - для взрослых и детей.