Обучающие материалы для детей и взрослых. |
Привет! Меня зовут Марат, я создатель этого сайта, и я записываю то, что играю на фортепиано здесь.
Выбирай книгу:
|
Хрестоматия маленького пианиста. Анна АртоболевскаяПочему я считаю, что отрабатывать „до блеска" все, что играет ребенок в процессе обучения, излишне? Да потому, что через некоторое время исполнение каждой сыгранной ребенком пьесы само по себе улучшится. Надо двигать, развивать детей, больше проходить новых произведений. В результате - через какое-то время „подтягивается", „выравнивается", „выстраивается" и то, на чем педагог не останавливался специально. Иногда я даю ученику трудную вещь - труднее, чем, казалось бы, ребенок может осилить. Делаю это намеренно для того, чтобы постоянно возвращаться к ней вновь и вновь, открывая в ней все новые грани, которые с ростом технических навыков ученика легко преодолеваются. Таким образом я закладываю в ученика знания зачастую на уровне подсознания. Те же вещи, которые были важны для отработки того или иного штриха, для понимания того или иного значения, для практического освоения того или иного элемента - „функциональные" произведения, не являющие собой высшие пики музыкальной литературы, со временем станут не нужны. Все пройденное войдет в сумму опыта, и наработанные приемы помогут легко преодолевать технически трудные произведения мировой классики. Проходя большое количество произведений, педагог должен ставить перед учеником всего лишь одну какую-либо задачу, оставляя до времени в тени остальные проблемы. В каждом отдельном случае не стоит добиваться всего сразу. Нельзя „выложить" сразу все требования ученику. Тогда он погрязнет в этих свалившихся на него проблемах, перестанет верить в свои силы. Но если вы похвалите его сегодня за выполнение одной, пусть маленькой задачи - это уже шаг в поступательном развитии. Всех целей нельзя достигнуть на одном произведении. Когда будет пройдено много произведений и решено много разных задач, то и те произведения, которые были пройдены раньше, обогатятся музыкальным содержанием. На пройденном репертуаре воспитывается инициатива, воля ученика. Она должна вырастать вместе с количественным ростом репертуара. Это приносит колоссальную радость ученику. Поэтому накопление репертуара и является центральной задачей пианиста-исполнителя. Накапливая новый репертуар, необходимо „не терять" из вида и старый. Хорошо бы иметь график повторения репертуара, составленный на каждый день недели и рассчитанный не менее чем на 20-30 минут ежедневных занятий. Исполнительский масштаб, своего рода артистическую „универсальность" нужно воспитывать с детства. Вот почему в „Хрестоматии", рассчитанной в моем классе всего на год занятий, такой объем музыкальной литературы самого разного характера, стиля и трудности. Обширный музыкальный репертуар воспитывает и музыкальную память ученика. Я много думала над тем, как развивается память, каким образом расширяются ее безграничные возможности. И пришла к выводу, что память и исполнительская воля теснейшим образом связаны. Однажды я решила выучить наизусть вместе с дочерью, у которой прекрасная природная память, всего „Онегина", которого они в это время проходили в школе. Цель была достигнута и стихи запомнились на всю жизнь. А вот другой пример. В консерватории очень подробно проходилась сонатная триада Метнера, которая, однако, не запомнилась на всю жизнь, так как играла я ее хотя и с большим интересом, но все же, так сказать, чисто в учебном плане, не делая никаких усилий на запоминание. Отсюда вывод: память не непроизвольна. Пианист с прекрасной непроизвольной памятью может знать меньше, иметь меньший репертуар, чем пианист, развивающий произвольную память и в особенности волю к памяти - она поддается неограниченному развитию. Воля к памяти, плюс анализ произведения, плюс образность мышления, плюс периодические возвращения к пройденному репертуару - вот путь к достижению наилучших результатов. Развивать память нужно с детства, но не поздно начать в любом возрасте - это очень важно знать. Необходимо заниматься хотя бы по полчаса, но обязательно каждый день. Авралом ничего сделать нельзя. Рост всегда происходит незаметно. К примеру, вы должны учить наизусть ежедневно по четыре строчки Баха. И каждый день делать для этого волевое усилие. Мой метод - это метод воспитания не только ученика, но и самого педагога, и родителей. Сколько я учу детей музыке - столько я сама учусь у них учить. Эта способность (и желание!) педагога менять свои методы обучения, варьировать их сообразно индивидуальности ученика, не терять страсти вечного учения необходима в работе с детьми. Она приносит максимальную пользу ученику и оптимальное удовлетворение учителю. По-моему, настоящий педагог тот, который идет рядом с учеником, устраняя с его пути препятствия, облегчает трудности, а не навязывает ученику обязательно свой путь. Индивидуальный путь - одно из главнейших условий успеха. В новом сборнике я предлагаю на выбор педагога самые разные по технике и стилю произведения. Особо хочется отметить, что в моем отборе материала для „Хрестоматии" нет ничего непроверенного на практике в работе с учениками, но, конечно, каждый педагог, пользуясь этим материалом, должен давать именно то, что соответствует индивидуальности, характеру и степени одаренности каждого ученика. В своей работе я особое внимание уделяю прохождению большого количества этюдов. С одной стороны, это помогает развитию техники, а по выражению Г. Г. Нейгау-за, техника - это рука, повинующаяся интеллекту. С другой - дает возможность ученику ощутить уже в эти первые годы обучения, какое огромное количество разнообразных приемов и исполнительских способов игры надо изучить, чтобы достигнуть настоящего умения исполнить в совершенстве любое произведение. Я стараюсь давать этюды легкие, даже наивные, чтобы этюд был всем понятен, прост, легко запоминался, но чтобы каждый нес в себе хоть долю того трудно достигаемого, что обогатит возможности исполнения и поможет преодолеть все трудности, с которыми неизбежно придется встретиться ученику. На втором году занятий мои дети даже в этюды вкладывают литературные представления. Так, например, я люблю давать ученикам разучивать этюды Шитте соч. 108, особенно „веселый" Четвертый этюд и „грустный" Шестой. Дети придумывают подтекстовку. Вот, например, к Этюду № 4: Динь-дилени, динь-дилень, лень, лень, Заплетайся, мой плетень, мой плетень. Динь-дилени, динь-дилени, лени, лени, Заплетайтеся, мои плетени, тень, тень. Динь-дилени, динь-дилень, лень, лень, Заплетайся, мой плетень, тень, тень. Динь-дилени, динь-дилень, лень, лень, Плетись, мой плетень. |
Мой e-mail: tokoorama@gmail.com | Фортепьяно. Все обучающие материалы - для взрослых и детей. |