Обучение Фортепиано

Обучающие материалы для детей и взрослых.
Привет! Меня зовут Марат, я создатель этого сайта, и я записываю то, что играю на фортепиано здесь.
Выбирай книгу:
 
0

Хрестоматия маленького пианиста. Анна Артоболевская

Страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16

действует, а потом думает. Или: у дошкольников восприятие синкретическое - они мыслят глыбами, восприятие как чувственно данное целое. Характерно отсутствие выбора, неясность восприятия. Дети не умеют сосредоточиться, недостает синтеза. Ребенок не умеет отбирать главное. Во всем этом призван помочь ему учитель. Педагог должен ясно представлять, как и в какой области его ученик сможет полностью и максимально себя выразить.

И последнее, что хочется мне сказать: начав путь музыкального обучения, ведите ребенка по царству музыки спокойно, красиво, без окриков, терпеливо. Музыка не терпит в занятиях ничего скучного, пошлого, некрасивого. Её язык - это, может быть, единственный в мире язык, на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки, невыразимое.

* * *

А теперь несколько практических советов, непосредственно связанных с „Хрестоматией".

Все собранное в „Хрестоматии" рассчитано на второй-третий годы обучения. Как же приступать к занятиям? Прежде всего надо учесть, что дети пришли к вам после летних каникул и три месяца не прикасались к инструменту. Поэтому при первой же встрече я стремлюсь выяснить:

1) Остался ли у ребенка интерес к музыке?

2) Какие штрихи „повзросления" появились у детей по отношению к музыке?

3) Радует ли ребенка новая встреча с инструментом и педагогом, впервые знакомившим его с музыкой?

4) Что у него осталось в памяти из пройденного, если ему хотя бы эпизодически приходилось прикасаться к фортепиано, и что хотелось бы попробовать повторить и вспомнить?

5) Появилось ли желание сыграть новое?

Первые два-три урока нужно посвятить проверке того, что сохранилось в памяти ученика из пройденного в прошлом году. Нужно проверить, хорошо ли он умеет разбираться во всей „географии" клавиатуры: где какая нота находится на клавиатуре в обоих ключах - скрипичном и басовом, ясно ли ребенок представляет длительность всех ритмических изображений нот - целых, половинных, четвертей и т. д., то есть всего ритмического „дерева". Дальше посмотреть, как ученик сможет разобрать новое, хотя бы самое простое произведение, например, пьесы типа четырехручных ансамблей Диабел-ли.

Помня, что, как я уже говорила выше, первые два-три года для педагога-музыканта самые трудные в выявлении индивидуальных способностей малыша, предлагаю вам быть особо внимательными к тем или иным проявлениям характера ученика.

Предложенный педагогам и родителям сборник предполагает вариантность в пользовании составляющим его материалом. Последовательность выбирает педагог, сообразуясь с возможностями, склонностями и общим музыкальным уровнем ребенка. Однако оптимальным будет последовательное освоение сборника с параллельными экскурсами в различные его разделы. И все же, независимо от того, как педагог распорядится составными частями сборника, надо обязательно после трудного раздела дать ребенку отступление на более легкие вещи, но не менее интересные и заманчивые для него. Это как бы „экзамен наоборот", который не педагога убеждает в способностях и возможностях ребенка, а содействует „самоутверждению" маленького пианиста.

А. Артоболевская

А вот какие стихи-диалог придумали к Этюду № 6:

- Кто ты такой? Откуда пришел? Как ты дорогу

К нам в дом нашел? Ну, заходи, Чайку попьем, Поговорим о том и о сем.

- Долго по лесу один я бродил, Пока в ваш дом не угодил. Там я по лесу грибы собирал, Вот вам кулечек я белых набрал.

Кстати, такая программность - это обязательная фаза в развитии пианиста, и об этом я много и подробно писала в своей книге „Первая встреча с музыкой". Именно на самом, казалось бы, абстрактном материале -этюде - я учу детей простой, живой, как бы разговорной, музыкальной речи. Причем услышать ее дети должны сами, фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу. Это учит детей осмысленности, умению в исполнении связно и просто выразить музыкальным языком все, что может встретиться в содержании каждой играемой вещи.

Еще очень важный момент. „Вхождение" в музыку и возможности выражения себя в ней для малыша особенно эффективно в коллективе. Дети как бы включены в общую игру, в которой они способны освоить гораздо больше и глубже, нежели на индивидуальном занятии. И чем разнообразнее собравшиеся у инструмента дети - и по характеру, и по возрасту, и по склонностям, и по уровню музыкального развития - тем больше возможностей „взаимообмена". Дети тогда учатся не только у педагога, но и друг у друга. И не только музыке, но и основам человеческого общения, взаимодействия в коллективе. Не следует забывать и то, что со стороны ребенок лучше и легче улавливает, видит, понимает. А желание не отстать, опередить товарища открывает зачастую дополнительные, скрытые для педагога резервы.

У ребенка отсутствует социальное чувство, которое следует развивать как можно раньше на примерах товарищества, чтобы легко совершалось приспособление ребенка ко всем требованиям, которые позднее ставит жизнь уже взрослому человеку. В этом смысле чрезвычайно важна доброжелательная атмосфера класса. Педагогу ее следует культивировать и беречь. Надо учить детей радоваться успехам товарищей, и всякое недоброжелательство на почве зависти должно рассматриваться как серьезный проступок. Говорю об этом, зная, как часто параллельно с успехами в исполнительском творчестве развивается индивидуализм, „звездная" болезнь.

И еще. Все преподносимые ребенку знания надо так или иначе увязывать с его личностью и потребностями, поставив перед собой главной задачей помочь ученику полюбить музыку, сделать так, чтоб он не представлял жизни без нее. Это мне чаще всего удавалось, и тогда я получала упрек: она отбирает себе лучших из лучших. Смею уверить моего читателя, что это не соответствует истине. Моя жизнь сложилась так, что я не всегда имела возможности заниматься с теми, с кем я хотела. В течение всей своей педагогической деятельности мне приходилось учить всех, кого ко мне приводили. И я поняла -нет неспособных учеников, есть бесталанные педагоги. Здесь я хочу напомнить, что главное при подходе к ребенку - учитывать личность ученика. Вот почему так важно знать и его возрастные особенности. У ребенка дошкольного возраста, к примеру, отсутствует или слабо развито торможение. Только с возрастом приходит умение вести себя, то есть выдерживать целевую установку, перерабатывать воспринятое. Ребенок сперва

Страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16
Мой e-mail: tokoorama@gmail.com Фортепьяно. Все обучающие материалы - для взрослых и детей.