Обучающие материалы для детей и взрослых. |
Привет! Меня зовут Марат, я создатель этого сайта, и я записываю то, что играю на фортепиано здесь.
Выбирай книгу:
|
Чтение с листа. Т.Камаева, А.Камаев«Назовите пять наиболее распространенных ошибок учащихся при чтении нот с листа» — с таким вопросом мы на протяжении нескольких лет обращались к опытным педагогам, преподающим фортепиано в ДМШ и ДШИ. Ответы их с удивительной и где-то даже настораживающей точностью из года в год повторялись. Наиболее часто они звучали так: • элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков; • игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков; • потактовое чтение, то есть чтение каждого такта с непременной остановкой перед следующим; • невнимательность к динамическим знакам; • пренебрежение знаками агогики. Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя разобрать произведение. Более того — без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на недели! Поэтому на уроке на чтение с листа зачастую просто не остается времени. В результате выпускник образовательного учреждения — это нередко практически беспомощный перед нотным текстом ребенок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент (во многом именно по причине страха перед нотами). Это тем более досадно, поскольку год от года рынок нотной литературы пополняется оригинальными изданиями — популярной классикой, современными отечественными и зарубежными шлягерами. Между тем отечественная фортепианная педагогика обладает колоссальной методической базой. Еще 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпрепровождением людей из разных слоев общества. Не будучи профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Эти просвещенные любители, как известно, составляли основу русской интеллигенции. В советское время в системе ДМШ чтение с листа находилось в числе обязательных форм работы, и, начиная с 4 класса, оценивалось отдельной отметкой на ежегодном техническом зачете. Существовали специальные пособия и даже хрестоматии по чтению с листа с детальной и продуманной программой по усложнению этой формы работы1. Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно-эстетического воспитания детей. Бесплатное образование ушло в прошлое, поставив педагогов в сложные, фактически рыночные условия. Рушится выработанная десятилетиями образовательная система, на смену ей приходят новые формы, жизнеспособность которых может проверить только время. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного процесса: дети принимаются в ДМШ и ДШИ без конкурсного отбора, а потому некоторые виды работы упрощаются (например, снижаются требования к техническому зачету) или вовсе исчезают. Зачастую часы по специальности приходится «делить» с синтезатором — инструментом, стремительно входящим в музыкальную практику2. Проблема усложняется еще и тем, что здоровье современных детей серьезно отличается от физических параметров их сверстников 60—80-х годов прошлого века8. Добавьте к этому все возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный ре 1 См.: Пособие по чтению с листа на фортепиано / Сост. Ф. Брянская, Л. Ефимова, С. Ляховицкая. JL, 1964; Баренбойм Л.f Перунова Я. Путь к музыке: Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. Л., 1988. 2 На сегодняшний день факт обостренной конкуренции синтезатора с фортепиано особенно заметен в ДМШ и ДШИ столичных городов. |
Мой e-mail: tokoorama@gmail.com | Фортепьяно. Все обучающие материалы - для взрослых и детей. |