Обучение Фортепиано

Обучающие материалы для детей и взрослых.
Привет! Меня зовут Марат, я создатель этого сайта, и я записываю то, что играю на фортепиано здесь.
Выбирай книгу:
 
0

Чтение с листа. Т.Камаева, А.Камаев

Страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14

зультат — современному ребенку очень трудно сосредоточиться на определенной задаче. А ведь это качество — умение продолжительно концентрировать внимание — чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоев текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и другие1. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребенка затруднение, а порой и страх.

Первая часть игрового курса состоит из заданий. Их порядок и расположение подчинены первоочередным задачам: снять психологический «зажим» у ребенка перед чтением нот с листа и сделать это занятие по возможности увлекательным. Достигаются эти задачи с помощью определенных приемов.

1. Увлекательная и дозированная форма подачи материала позволяет разделить сложную для ребенка задачу комплексного восприятия нотного текста на ряд простых, и что очень важно, заведомо выполнимых задач. Сам факт того, что ребенок может решить поставленную перед ним задачу самостоятельно, часто является для него достаточным стимулом для движения вперед. Кроме того, каждое задание сопровождается графой для оценки, которую выставляет педагог. Однако оценка в данном случае не столько форма контроля, сколько дополнительный способ поощрить ребенка (все ученики любят получать «пятерки»).

2. Задания усложняются очень постепенно. В первую очередь активизируется внимание ребенка и постепенно автоматизируется исполнение отдельных элементов нотного текста, затем развивается его нотный глазомер и закладываются основы целостного восприятия текста. Для этого от задания к заданию перед учащимся ставятся разные задачи: вначале, например, точно следовать ключевым знакам, затем, после того как ученик самостоятельно фиксирует их, выполнять динамические оттенки, выдерживать единый темп произведения и т. д. Важно, чтобы ребенок справлялся с заданиями, читая партии сразу обеих рук, и ни в коем случае не разбирал партию каждой руки отдельно!

3. Порядок тем в пособии отличается от того, как они следуют, например, в курсе теории музыки. Это объясняется тем, что все упражнения направлены на развитие навыка быстрого визуального считывания информации, зафиксированной в нотном тексте. Так, задания, направленные на зрительное восприятие и моторное освоение отдельных интервалов и созвучий, чередуются с заданиями, иллюстрирующими разные принципы организации фактуры. Помимо сведений о графическом «портрете» того или иного интервала или аккорда приводится их типовая аппликатура (где это возможно).

4. Текст пособия в основном обращен непосредственно к учащемуся. Он состоит из заданий, где максимально понятно формулируется определенная задача, которую ученику предстоит решить, и помещенных в рамку правил. Комментарии для педагогов выделены более мелким шрифтом.

5. В качестве дополнительной формы работы рекомендуется использовать известный прием «слепой игры» на фортепиано. Для этого руки учащегося во время игры прикрываются листком бумаги (рис. 1). Тем самым у ребенка развивается тактильное восприятие клавиатуры, снижается зависимость от визуального контроля за движениями рук. Постепенно он отвыкает без конца переключать свое внимание с нот на клавиши и обратно. Нотные примеры, в которых эта форма работы уместна и не вызовет особых затруднений у ребенка, отмечены специальным значком

Основная работа с пособием должна проходить на уроке. Важно, чтобы учащийся усваивал правила и отрабатывал необходимые навыки под контролем педагога. Пройденный таким образом материал может быть задан на дом с целью повторения и закрепления освоенных навыков. Необходимым условием успешного применения пособия является его систематичное использование на каждом уроке (5—7 минут — именно столько времени обычно требуется для выполнения одного задания).

1  Не секрет, что при разучивании нового произведения педагог осваивает и отрабатывает с учащимся эти элементы последовательно — сначала собственно ноты, затем штрихи, динамику, темп.

Страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14
Мой e-mail: tokoorama@gmail.com Фортепьяно. Все обучающие материалы - для взрослых и детей.