|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Гаммы фа-диез мажор и соль-бемоль мажор, а также параллельные им ре-диез минор и ми-бемоль минор энгармонически равны, то есть звучат одинаково и играются на одних и тех же клавишах, одними и теми же пальцами.
Упражнения
1. Выучите порядок гамм и количество ключевых знаков в них.
2. Назовите, какие и сколько знаков имеют гаммы:
а) ми-бемоль мажор, фа-диез минор, соль минор;
б) фа-диез мажор, ми минор, ре-диез минор.
Каждое музыкальное произведение написано в строе какой-либо гаммы или, как говорят, в определенной тональности. Тональности обладают теми же ключевыми знаками, что и соответствующие им гаммы.
Ознакомившись с количеством ключевых знаков, а также рассмотрев последний аккорд, заключающий пьесу, можно определить тональность, в которой написано данное сочинение:
|
|
|
|
|
|
ВНИЗ ПО МАТУШКЕ, ПО ВОЛГЕ
Русская народная песня
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь в ключе два бемоля; сверившись с таблицей гамм, мы видим, что такое количество бемолей встречается в си-бемоль мажоре ив параллельном соль миноре. ,г Последний аккорд в пьесе имеет самым нижним
|
звуком в партии левой руки ноту соль. Остальные звуки аккорда убеждают нас, что сочинение заканчивается на I и III ступенях соль-минорной гаммы, а следовательно, написано в тональности соль минор.
|
|
|
|
|
|
|
|
|