|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Септаккорды — аккорды, которые образуются путем прибавления к трезвучию еще одной терции (малой или большой) вверху. Верхний звук септаккорда отстоит от нижнего на септиму:
|
Мажорные гаммы имеют родственные параллельные минорные гаммы. Их ключевые знаки одинаковы. Тоника параллельной минорной гаммы ле^-жит малой терцией ниже тоники данной мажорной гаммы.
Например, параллельной до мажору минорной гаммой является гамма ля минор. В ее основе лежит минорное трезвучие ля—до—ми:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Так же как и интервалы, аккорды могут быть построены от любого звука.
Упражнения
Постройте на фортепиано следующие аккорды (от данного звука вверх): а) от ре—мажорное трезвучие; б) от ля— септаккорд; в) от ми — уменьшенное трезвучие; г) от соль — минорное трезвучие; д) от фа— увеличенное трезвучие.
гаммы и тональности
Последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образу-ющик определенный звукоряд в пределах октавы, называется гаммой:
|
|
|
|
Минорные гаммы бывают трех видов: 1. Натуральная минорная гамма имеет схем} построения: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон:
|
|
|
|
|
|
2. В г а р м о н и ч e с к о й м и норной га м-ме VII ступень повышается на полутон:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В гамме различают семь ступеней. Они носят порядковые названия — первая, вторая, третья и т. д.
Первой ступенью или тоникой называется звук, от которого начинается и которым кончается гамма. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:
|
3. В мелодической (восходящей) минорной гамме VI и VII ступени повышаются на полутон.
В нисходящем движении мелодические гаммы исполняются как натуральные минорные гаммы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знаки повышения VI и VII ступеней в гармонической и мелодической минорных гаммах относятся к случайным ив ключе не выставляются.
Упражнения
1. Постройте на фортепиано и запишите на нотной бумаге, пользуясь схемой построения, все виды минорных гамм от звуков: ми, си, до.
2. Определите, какие минорные гаммы являются параллельными к мажорным гаммам: ре, фа и соль.
Зная строение мажорных и минорных гамм, можно построить их от любого звука, приняв его за тонику.
|
|
|
Гамма от звука до, приведенная в примере, называется мажорной, так как в ее основе находится мажорное трезвучие до—ми—соль, расположенное на I, III и V ступенях. V ступень называется доминантой. Септаккорд, построенный на V ступени и состоящий из мажорного трезвучия с прибавленной к нему малой терцией, называется доминантсептаккордрм:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По отношению между смежными ступенями гамма до мажор имеет следующее строение: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Таким образом строятся все мажорные гаммы, с какого бы звука они ни начинались.
Гаммы отличаются друг от друга количеством знаков (диезов или бемолей), которые записываются при ключе.
Упражнение
Постройте на фортепиано и запишите на нотной бумаге мажорные гаммы (пользуясь приведенной схемой их построения) от звуков: ре, соль, фа.
|
гаммы и их ключевые знаки
Примечание. Каждая следующая гамма отстоит от предыдущей на интервал чистой квинты, если вести счет от данного звука вверх.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|