| 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
Бывают случаи, когда композитор хочет продлить какой-либо звук или паузу в своем произведении, не уточняя степень этого продления. Для такого произвольного увеличения длительности звука или паузы имеется специальный знак—фермата. 
 
 | 
 
 
Этот знак ставится над или под нотой или паузой. Исполнителю предоставляется самому решать, исходя из характера музыки, как велико должно быть увеличение длительности* звука или паузы: 
 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
Мелизмами называются небольшие мелодические фигуры, украшающие основные звуки мело: дии. Мелизмы записываются двумя способами: 1. При помощи специальных знаков. 2. Мелкими нотами. 
 
 | 
лаг обычно акцентируется, а следующая за ним нота часто теряет свой акцент. Длинный форшлаг исполняется за счет длительности следующей после него ноты: 
 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
Форшлаги могут состоять как из одной, так и из нескольких нот: 
 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
Форшлаг бывает короткий и длинный. Короткий (или перечеркнутый) форшлаг исполняется быстро и неакцентированно за счет длительности предшествующей ему ноты: 
Длинный (или неперечеркнутый) форшлаг передвигает во время исполнения следующую после него ноту с сильной доли на слабую, а сам становится на сильную долю. Поэтому длинный форш- 
 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |