|
|
|
|
|
|
|
|
IX. СПОСОБЫ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКА
нон легато
На фортепиано можно извлекать звуки различным образом.
Извлечение звуков на фортепиано, при котором после каждого опускания пальца на клавишу следует снятие руки с клавиатуры, называется несвязным (нон легато). Каждый звук при таком способе игры отделен от другого коротким перерывом в звучании.
До сих пор все пьесы и упражнения исполнялись вами на клавиатуре фортепиано несвязно (нон легато). Это объясняется тем, что при извлечении звука нон легато наилучшим образом вырабатывается у учащегося правильное игровое ощущение в пальцах и во всей руке, воспитывается организованность движений, в результате чего инструмент начинает звучать полно и красиво.
|
легато
В основе связного способа игры — игры легато— лежит плавный переход одного звука в другой; звуки, составляющие мелодию, образуют при этом непрерывную линию. Связь следующих друг за другом звуков должна быть самая тесная. Этого можно достичь, только внимательно слушая себя в процессе игры.
Одинаково следует избегать ка-к перерывов между звуками, так и «грязного» звучания, когда предыдущий звук не снимается вовремя, а продолжает звучать одновременно с новым звуком.
Пальцы во время игры легато должны особенно хорошо ощущать клавиши, устойчиво «переступая» с кончика одного пальца на кончик другого. Звуки, которые следует исполнять легато, объединяются лигой (дугой) различных размеров. Звуки, не охваченные лигой, большей частью исполняются нон легато. Иногда лиг не ставят, а пишут термин «легато»; в таком случае в данном отрывке все звуки исполняются связно.
|
|
|
|
|
|
Упражнения для игры легато
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При исполнении упражнений на легато во время пауз следует мягко снимать руку движением кисти вверх. Все эти упражнения надо играть первое время со счетом вслух. Левая рука исполняет те же упражнения, только октавой ниже написанного, и пальцами, которые проставлены под нотами.
аппликатура
Распределение (расстановка) пальцев на клавиатуре во время игры называется аппликатурой. Аппликатура обозначается в нотах цифрами. Правильная, естественная и удобная аппликатура исходит из принципа: при неизменном положении
|
руки соседние клавиши берутся рядом лежащими пальцами.
Если между звуками находится одна или несколько свободных клавиш, то разумнее всего играть это последование не соседними пальцами, а с пропуском соответственно одного или нескольких пальцев:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|