ные брусочки с наклеенными на них войлочными подушечками. Подушечки демпферов лежат на струнах.
В момент нажатия клавиши демпфер подымается над струной, предоставляя ей возможность колебаться от удара молоточка. Одновременно с возвращением клавиши на свое место демпфер опускается; касаясь струны, он прекращает ее колебание и заглушает звук. Глушителями снабжены почти все струны на фортепиано; исключение составляют лишь струны, расположенные в правой части инструмента. Они обладают коротким, быстро затухающим звуком и не нуждаются в применении глушителей.
Как рояли, так и пианино имеют педальный механизм. Фортепианные педали — это два (иногда три) рычага, которые нажимаются ногами пианиста. Педали находятся в нижней части инструмента, под клавиатурой.
Правая педаль соединена с механизмом демпферов; когда нога пианиста нажимает эту педаль, все демпферы приподнимаются и этим самым дают возможность струнам звучать до полного прекращения их колебания, независимо от того, наж.ата соответствующая клавиша на клавиатуре или отпущена.
При нажатии левой педали молоточковый механизм перемещается, вследствие чего уменьшается сила звука и изменяется его окраска, а звучность приобретает глуховатый оттенок. В рояле перемещение молоточков при нажатии левой педали связано с передвижкой всей клавиатуры вправо; при этом молоточек ударяет не по трем струнам, а по двум или по одной. В пианино при нажатии левой педали молоточковый механизм несколько приближается к струнам.
Рояль отличается от пианино формой и величиной; струны рояля натянуты горизонтально; они длиннее, чем струны пианино, расположенные в вертикальной плоскости. Резонансная дека рояля больше по площади, чем дека пианино. Вследствие этого рояль обладает более полным и мощным звуком.
Рояль используется главным образом в концертных залах, в клубах и других больших помещениях. Пианино очень распространено в домашнем быту.
II. УХОД ЗА ИНСТРУМЕНТОМ
Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
2. Регулярно, не менее двух раз в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика.
3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухими мягкими тряпками.
4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тряпкой, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
5. После окончания занятий обязательно закрывать крышку клавиатуры.