|
|
|
|
|
|
|
|
Для записи остальных звуков скрипичного и басового ключей применяются добавочные линии как над, так и под нотоносцем:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Упражнения
1. Найдите на клавиатуре следующие звуки:
|
Каждый из этих трех знаков пишется перед соответствующей нотой, на той же высоте нотоносца:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В тех случаях, когда диезы или бемоли пишутся в начале нотной строки, около ключа, они называются ключевыми.
Ключевые знаки действительны для данной ноты во всех октавах фортепианной клавиатуры до конца произведения:
|
|
|
2. Найдите на клавиатуре следующие звуки:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
знак переноса на октаву
Чтобы избежать употребления слишком большого количества добавочных линий, для записи очень высоких и очень низких звуков применяют знак переноса на октаву
Если этот знак стоит над нотами,то следует исполнять написанные под ним ноты на октаву выше:
|
|
|
Если диезы или бемоли выставляются непосредственно перед той или другой нотой, тогда они называются случайными.
Случайные знаки действительны только для той октавы, в которой они написаны, и только до ближайшей тактовой черты1
Упражнения
1. Найдите на клавиатуре следующие звуки:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этот же знак, стоящий под нотами, означает, что их следует играть октавой ниже:
|
|
|
2. Найдите на клавиатуре следующие звуки:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К случайным знакам относятся также знаки двойного повышения и понижения звуков — дубль-диезы и дубль-бемоли.
Если перед нотой стоит знак дубль-диез —, то эту ноту следует повысить на два полутон? (или на целый тон); например:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О тактовой черте см. раздел VI.
|
|
|
|
|
|
|
|
|