Обучение Фортепиано

Обучающие материалы для детей и взрослых.
Привет! Меня зовут Марат, я создатель этого сайта, и я записываю то, что играю на фортепиано здесь.
Выбирай книгу:
 
0

Самоучитель Игры На Фортепиано. Л. Мохель, О. Зимина

Страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14
III. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК И ЕГО СВОЙСТВА
которых'входит по двенадцати клавиш —семь бе­лых и пять черных.
Семь белых клавиш имеют следующие назва­ния: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Это основные названия звуков:
Слушая певца или исполнителя на каком-либо музыкальном инструменте, мы воспринимаем раз­личные музыкальные звуки, организован­ные в определенную систему.
Музыкальные звуки обладают четырьмя основ­ными свойствами, а именно: 1) определенной вы­сотой, 2) громкостью, 3) длительно­стью, 4) окраской или тембром.
Мы легко отличаем песню, которую поет н и з-кий мужской голос, от арии, исполняемой высо­ким женским голосом; высокие переливчатые звуки баяна совершенно отличны от его низких гудящих басов. Клавиши фортепиано, расположен­ные влево от центра (середины клавиатуры), дают и и з к н е звуки, а вправо —высок и е.
Но не только по высоте отличаются звуки друг от друга; в любом музыкальном произведении мы встречаемся со звуками различной силы (громко­сти).
Разнообразие звуков по силе является одним из важных средств выразительности в музыке. Так, например, в бодром, энергичном марше предпола­гается значительная громкость звучания, а в тири-ческой задумчивой песне будет преобладать тихая, мягкая звучность.
Длительность звуков в музыкальном про­изведении тоже различна; одни звуки очень корот­ки и следуют быстро друг за другом, другие долж­ны выдерживаться долго. Только точно соблюдая определенную длительность каждого звука, можно верно исполнить мелодию.
Наконец, последним свойством музыкального звука является присущая ему отличительная окра­ска; благодаря этой особой окраске (тембру) одна и та же мелодия звучит совсем различно на фортепиано, баяне, гитаре и т. д.
Упражнения
1. Найдите на клавиатуре звуки до, ре, ми, фа, соль, ля, си и хорошо запомните расположение кла­виш.
2. Нажмите на клавиатуре клавиши 'в следую­щем порядке: соль, до, ля, ми, си, фа, ре.
Каждая восьмая белая клавиша является как бы повторением первой на новой высоте и поэтому имеет такое же название.
Черные клавиши на клавиатуре фортепиано не имеют самостоятельных названий. Они называются по имени соседних белых клавиш с прибавлением слов диез или бемоль.
Слово диез, прибавляемое к основному назва­нию звука, обозначает повышение этого звука на полутон. Например, ближайшая черная клавиша в правую сторону от ноты ля будет называться ля-диез.
Слово бемоль, прибавляемое к основному на­званию звука, обозначает понижение этого звука на полутон. Например, ближайшая черная клави­ша в левую сторону от ноты ми будет называться ми-бемоль. '
Итак, черные клавиши на фортепиано имеют производные названия.
Каждая черная клавиша имеет два производных названия, потому что около нее справа и слева на­ходятся две белые клавиши, от которых черная клавиша заимствует своп названия. Так, например, черная клавиша, находящаяся между до п ре, может называться и как повышенное до (до-диез), п как пониженное ре (ре-бемоль). Так же определяются названия всех остальных черных клавиш. На клавиатуре фортепиано на­звание каждого звука может быть заменено другим, как говорят, энгармонически равным. Э н г а р м о н и з м—различное на­звание звуков одной и той же вы­соты. Например, ре-бемоль иначе можно назвать до-диезом, а звук сидо-бемолем. Звучат энгармонически равные звуки совершенно одинаково.
IV. ЗНАКОМСТВО С ФОРТЕПИАННОЙ КЛАВИАТУРОЙ
Фортепианная клавиатура состоит из 85--88 бе­лых и черных клавиш, которые служат для извле­чения различных по высоте звуков. Если мы будем опускать клавиши на клавиатуре в направлении слева направо, то заметим, что каждая следую­щая клавиша дает более высокий звук, чем предыдущая. Между любыми соседними клавишами одна и та же разница в высоте звука. Поэтому повышение звука на фортепиано происходит равно­мерно.
Самое малое расстояние по высоте между двумя звуками на­зывается полутоном. На фор­тепианной клавиатуре полутон образуется между звуками двух любых соседних клавиш. Два со­седних полутона образуют тон.
Клавиатура делится на ряд одинаковых по расположению клавиш отрезков, в каждый из
Страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14
Мой e-mail: tokoorama@gmail.com Фортепьяно. Все обучающие материалы - для взрослых и детей.