Привет! Меня зовут Марат, я создатель этого сайта, и я записываю то, что играю на фортепиано здесь.
Выбирай книгу:
|
Самоучитель Игры На Фортепиано. Л. Мохель, О. Зимина
|
|
|
|
|
|
|
|
III. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК И ЕГО СВОЙСТВА
|
которых'входит по двенадцати клавиш —семь белых и пять черных.
Семь белых клавиш имеют следующие названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Это основные названия звуков:
|
|
|
Слушая певца или исполнителя на каком-либо музыкальном инструменте, мы воспринимаем различные музыкальные звуки, организованные в определенную систему.
Музыкальные звуки обладают четырьмя основными свойствами, а именно: 1) определенной высотой, 2) громкостью, 3) длительностью, 4) окраской или тембром.
Мы легко отличаем песню, которую поет н и з-кий мужской голос, от арии, исполняемой высоким женским голосом; высокие переливчатые звуки баяна совершенно отличны от его низких гудящих басов. Клавиши фортепиано, расположенные влево от центра (середины клавиатуры), дают и и з к н е звуки, а вправо —высок и е.
Но не только по высоте отличаются звуки друг от друга; в любом музыкальном произведении мы встречаемся со звуками различной силы (громкости).
Разнообразие звуков по силе является одним из важных средств выразительности в музыке. Так, например, в бодром, энергичном марше предполагается значительная громкость звучания, а в тири-ческой задумчивой песне будет преобладать тихая, мягкая звучность.
Длительность звуков в музыкальном произведении тоже различна; одни звуки очень коротки и следуют быстро друг за другом, другие должны выдерживаться долго. Только точно соблюдая определенную длительность каждого звука, можно верно исполнить мелодию.
Наконец, последним свойством музыкального звука является присущая ему отличительная окраска; благодаря этой особой окраске (тембру) одна и та же мелодия звучит совсем различно на фортепиано, баяне, гитаре и т. д.
|
|
|
|
|
|
Упражнения
1. Найдите на клавиатуре звуки до, ре, ми, фа, соль, ля, си и хорошо запомните расположение клавиш.
2. Нажмите на клавиатуре клавиши 'в следующем порядке: соль, до, ля, ми, си, фа, ре.
Каждая восьмая белая клавиша является как бы повторением первой на новой высоте и поэтому имеет такое же название.
Черные клавиши на клавиатуре фортепиано не имеют самостоятельных названий. Они называются по имени соседних белых клавиш с прибавлением слов диез или бемоль.
Слово диез, прибавляемое к основному названию звука, обозначает повышение этого звука на полутон. Например, ближайшая черная клавиша в правую сторону от ноты ля будет называться ля-диез.
Слово бемоль, прибавляемое к основному названию звука, обозначает понижение этого звука на полутон. Например, ближайшая черная клавиша в левую сторону от ноты ми будет называться ми-бемоль. '
Итак, черные клавиши на фортепиано имеют производные названия.
Каждая черная клавиша имеет два производных названия, потому что около нее справа и слева находятся две белые клавиши, от которых черная клавиша заимствует своп названия. Так, например, черная клавиша, находящаяся между до п ре, может называться и как повышенное до (до-диез), п как пониженное ре (ре-бемоль). Так же определяются названия всех остальных черных клавиш. На клавиатуре фортепиано название каждого звука может быть заменено другим, как говорят, энгармонически равным. Э н г а р м о н и з м—различное название звуков одной и той же высоты. Например, ре-бемоль иначе можно назвать до-диезом, а звук си—до-бемолем. Звучат энгармонически равные звуки совершенно одинаково.
|
|
|
IV. ЗНАКОМСТВО С ФОРТЕПИАННОЙ КЛАВИАТУРОЙ
Фортепианная клавиатура состоит из 85--88 белых и черных клавиш, которые служат для извлечения различных по высоте звуков. Если мы будем опускать клавиши на клавиатуре в направлении слева направо, то заметим, что каждая следующая клавиша дает более высокий звук, чем предыдущая. Между любыми соседними клавишами одна и та же разница в высоте звука. Поэтому повышение звука на фортепиано происходит равномерно.
Самое малое расстояние по высоте между двумя звуками называется полутоном. На фортепианной клавиатуре полутон образуется между звуками двух любых соседних клавиш. Два соседних полутона образуют тон.
Клавиатура делится на ряд одинаковых по расположению клавиш отрезков, в каждый из
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|