|
|
|
|
|
|
|
|
|
На верхних линиях нотоносца записывают более высокие звуки, на нижних — более низкие. Ноты пишутся на линиях:
|
Познакомимся с нотами, расположенными на линиях нотоносца:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теперь посмотрим, какие ноты записываются между линиями:
|
|
|
|
|
|
Пять основных линий нотоносца позволяют записать ограниченное число различных по высоте звуков.
добавочные линии
Для записи остальных звуков применяются короткие линии, называемые добавочными. Добавочные линии пишутся над и под нотоносцем:
|
|
|
Упражнение
Найдите на клавиатуре следующие звуки:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В басовом ключе записываются звуки, соответствующие диапазону левой, нижней части клавиатуры.
|
|
|
|
|
|
Счет добавочных линий над нотоносцем ведется в восходящем порядке, а счет добавочных линий под нотоносцем ведется в нисходящем порядке.
|
|
|
|
Мы видим на рисунке, что завиток басового ключа начинается на четвертой линии нотного стана, указывая этим, что на данной линии пишется звук фа малой октавы:
|
|
|
Пример: данная нота находится на
третьей добавочной линии сверху:
Пример: данная нота находится под
второй добавочной линией снизу:
|
|
|
|
|
|
|
Познакомимся с нотами, расположенными на линиях в басовом ключе:
|
|
|
|
|
|
скрипичный и басовый ключи
Для точного определения местоположения нот на нотоносце в фортепианной музыке применяются два ключа: скрипичный и басовый. Ключи ставятся в начале нотной строки. При помощи скрипичного ключа
|
|
|
|
|
|
|
записывают звуки, соответствующие звуковому диапазону правой, верхней половины клавиатуры.
Скрипичный ключ своим завитком окружает вторую линию нотного стана, указывая этим, что на данной линии находится нота соль п-е р в о й октав ы:
|
|
|
Упражнение
Найдите на клавиатуре следующие звуки:
|
|
|
|
|
|
Зная это, мы можем легко определить местоположение на нотоносце других звуков в скрипичном ключе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|